Банковский контроль над экономической преступностью в России
Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков. Можно выделить следующие направления банковского контроля:
контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;
контроль при проведении кредитных операций;
контроль при проведении гарантийных операций;
валютный контроль – осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.
Контроль за проведением кассовых операций. 13 января 1992 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета РФ "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации", а 14 июня 1992 г. – Указ Президента РФ № 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения". Этими нормативными правовыми актами устанавливалось, что предприятия независимо от организационно-правовой формы обязаны:
хранить денежные средства в учреждениях банков;
производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждением банка;
хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по специальному страхованию, пенсий и т. п. не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Учреждения банков обязаны систематически проверять соблюдение кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах, что следует из "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и других нормативных актов Банка России.
Соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций преследует цель исключить возможные злоупотребления с излишками денежных средств, сократить долю налично-денежного обращения и увеличить безналичный оборот. Вместе с тем и с коммерческих банков не снимается ответственность за организацию налично-денежного оборота.
Контроль при проведении кредитных операций. Банки осуществляют контроль за выданными ими кредитами другим юридическим лицам. Контроль осуществляется на всех стадиях кредитования. Рассмотрим типичный алгоритм более подробно.
Типичный алгоритм контроля при операциях кредитования
Рассмотрение заявки. Переговоры. Разъяснение условий кредитования. Анализ документов. Ключевое значение в процедуре контроля имеет оценка заявок клиентов. Работники кредитного подразделения выясняют следующие вопросы:
опыт работы банка с клиентом;
качество управления компанией;
состояние отрасли, региона;
конкурентоспособность клиента: доля рынка, рентабельность бизнеса, оборачиваемость активов;
характер кредитуемой сделки;
финансовое положение;
возможность предоставления обеспечения;
перспективы развития клиента.
В случае решения о продолжении работы с клиентом копии юридических документов направляются в юридическую службу и службу залогов, службу экономической безопасности либо запрос в экспертные службы. Оценка клиента юридической службой, службой залогов, службой экономической безопасности. Кредитное подразделение: подготовка заключения о целесообразности кредитования. Кредитный комитет: принятие решения. Решение оформляется протоколом. Выписка из протокола кредитного комитета обязательна для заключения кредитного договора. Кредитное подразделение: достижение соглашения с клиентом по существенным условиям кредитного договора.
Кредитное подразделение: оформление кредитных правоотношений, перечисление средств клиенту, оформление кредитного дела. Кредитное подразделение: контроль за заемщиком. Работа по контролю за заемщиком после выдачи кредита включает следующие действия:
А) 1 раз в 3 месяца кредитный инспектор производит оценку качества Заемщика.
Б) Регулярно (ежемесячно) следит за движением средств по расчетному и текущему счетам Заемщика. Требует объяснения причин уменьшения или прекращения поступлений средств.
ежемесячно – по счетам в данном банке.
ежеквартально – по счетам в других банках.
В) В течение срока кредита контроль бухгалтерской отчетности по мере ее обязательного представления в контролирующие органы.
Г) Проверка заемщиков на месте в соответствии с графиком.
Д) Проверка заложенного имущества по данным складского и бухгалтерского учета – непосредственно в организации.
Е) По складскому учету устанавливается наличие заложенных товарно-материальных ценностей в натуральном выражении.
Кредитный инспектор проверяет правильность ведения складского учета путем выборочного сопоставления первичных документов, приемо-сдаточных актов, железнодорожных накладных и других документов с записями в товарных книгах (в карточках).
Ж) О проверке составляется акт.
З) 1 раз а 3 месяца – запрос в службу экономической безопасности относительно текущего состояния заемщика. Не реже 1 раза в 3 месяца кредитный инспектор составляет подробный отчет относительно действительного статуса кредита.
Кредитное подразделение: контроль погашения кредита, взыскание задолженности. При возникновении угрозы невозврата кредита кредитный инспектор готовит заключение, в котором указываются причины невозврата и принятые меры. Кредитный инспектор обязан не реже 1 раза в 3 месяца проверять состояние финансово-хозяйственной деятельности заемщика и используемые программы выхода из кризиса. Кредитное дело закрывается после возврата ссуды с процентами.
В качестве информации при анализе кредитоспособности предприятия используются годовые и квартальные балансы по основной деятельности, на основе которых определяется ликвидность баланса, т. е. способность заемщика выполнять свои обязательства по всем видам платежей, а также приложение к балансу, включающему финансовые результаты, использование дохода, движение собственных фондов, движение основных средств, капитальные вложения. Совокупность приемов исследования балансов объединена в методики трендового, горизонтального и вертикального анализов.
Трендовый анализ означает изучение финансовых сводок за ряд отчетных периодов. Горизонтальный анализ означает исследование изменений уровня финансового положения по каждой статье баланса. Обоснованный выбор динамичных элементов баланса позволяет получить наглядную картину происшедших изменений в финансовом состоянии предприятия. Вертикальным называется анализ изменений (и причин изменений) в структуре имущества (капитала) предприятия.
В связи с проведенным анализом можно ответить на вопросы: какова степень платежеспособности предприятия на дату составления баланса; какова стабильность (устойчивость) финансового состояния; каков уровень рентабельности хозяйственном деятельности. Существуют и другие методики для анализа финансового состояния предприятий. Контроль при проведении гарантийных операций в части оценки получателя гарантии аналогичен описанному выше.
Похожие работы: